Восстановление ориентировки
При потере ориентировки экипаж, сохраняя спокойствие и выдержку, не допуская необдуманного решения и полета с произвольными курсами, обязан: включить сигнал бедствия системы радиолокационного опознавания н передать по радио сигнал «Полюс», доложить диспетчеру о потере ориентировки, остатке топлива и условиях полета: запять эше
лои, обеспечивающий нанлучшнй обзор местности и условия для обнаружения ВС и оказания помощи наземными радиотехническими средствами; перейти на режим максимальной продолжительности полета; оце нить обстановку и в зависимости от условий полета и остатка топлива применять наиболее рациональные в данной обстановке способы восста — новчення ориентировки, предусмотренные ИШС ГА и специальными указаниями, разработанными для данной воздушной трассы. Если восстановить ориентировку нс удается, то следует заблаговременно до полного израсходования топлива или до наступления темноты совершить посадку на любом аэродроме или выбранной с воздуха площадке.
Восстановление потерянной ориентировки во всех случаях следует начинать с определения места ВС запросом его у службы движения, использования данных устройств авто матического счисления пути и применением РИС. Если эти действия или невозможны, или не дают результата, то экипаж обязан проверить расчетные данные, записи фактического ре жима полета, правильность учета ветра и определить МС прокладкой пройденного пути от последнего»опознанного ориентира. Способы опре деления места следует дублировать. Если при этом опре іелнть свое местонахождение не удалось, то необходимо восстановить ориентировку одним нз следующих способов: выходом иа РНТ; использованием ЛП. выходом на характерный линейный или крупный площадной ориентир.
Восстановление ориентировки вы ходом на РНТ (приводную радио станцию, радиопеленгатор, радиомаяк, РЛО, ОРЛ) — наиболее простой и надежный способ. Он применяется во всех случаях, особенно когда РНТ расположена близко к ЛЗП, пункту назначения или к одному из запасных аэродромов. Начиная полет на выбранную радиостанцию, нсобходн мо внимательно прослушать ее позывные, чтобы ошибочно не выйти на другую РНТ.
Восстановление ориентировки с использованием ЛП широко примени стся в практике самолетовождения При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать той ЛП, которую быстрее и проще получить и построить с малой вероятностью субъективных ошибок оператора.
Восстановление ориентировки вы ходом на характерный линейный или крупный площадной ориентир ноз — можно в условиях визуального полета нли применения бортового радік локатора.
Прежде чем взять курс для выхо да иа линейный ориентир,-необходимо оценить возможный район местонахождения ВС н выбрать такой ориентир, который находится за пределами этого района. На ВС должно быть достаточно топлива для полета к ориентиру и далее к пункту назначения или ближайшему аэродрому. Выходить на характерный линейный ориентир следует с курсом, перпендикулярным к нему.
Если за районам потерн ориентировки имеется характерный крупный площадной ориентир, то она восстанавливается выходом на него. Данный способ может успешно применяться, если предварительно получить и проложить на карте ЛП, проходящую через намеченный ориентир. Затем берется курс вдоль этой липни в сторону расположения ориентира.
В визуальном полете ночью для восстановления ориентировки, кроме общих способов определения МС, целесообразно использовать выход иа световой ориентир или световой маяк.
Восстановив ориентировку в зависимости от характера выполняемого задания, располагаемого запаса топлива и времени суток экипаж обязан принять одно из следующих решений: продолжать полет в пункт назначения, вернуться на аэродром вылета илн совершить вынужденную посадку на ближайшем запасном аэродроме иди в другом безопасном месте, согласовав свои действия со службой движения.
Диспетчер, получив сообщение экипажа о потере ориентировки, должен определить местонахождение ВС с помощью радиолокационных средств и передать экипажу маршрут следования для выхода на трассу, аэродром назначения илн запасной аэродром.
В тех случаях, когда экипажу не удается восстановить ориентировку, командир обязан произвести посадку на любом аэродроме или пригодной для этого площадке до момента полного израсходования топлива и наступления темноты. В ночном полете, если позволяет запас топлива, следует продержаться в воздухе до рассвета. а при невозможности — произнести посадку на любом аэродроме или выбранной с воздуха площадке, используя осветительные ракеты.
Главе 25